Корзина
30 отзывов
Беспроцентная рассрочка от Сбербанка до 6 месяцев! Узнать подробнее
Производство велосипедов для детей с ДЦП
8-800-550-41-13
+78005504113
+79339994013

Мелкая моторика у детей с ДЦП

Мелкая моторика у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Ведущим дефектом при этом заболевании являются двигательные нарушения, которые представляют собой аномалию моторного развития и стойкое расстройство моторики рук: нарушение тонуса мышц, наличие насильственных движений - гиперкинезов, неправильная установка конечностей, неточности движений рук. Нарушения моторики рук может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте. Без соответствующей коррекции и компенсации двигательные нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. 
Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика. 
Массаж кистей рук и пальцев не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Всё проводится в виде игры. Используются такие приемы, как поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 раз). Для массажа можно использовать различные материалы: щетки (в том числе и зубные) с ворсом разной жесткости и длины, различные мячики, шарики, карандаши и палочки.
Термальное воздействие - контрастные ванночки. В две миски наливается вода - в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.
Большое значение имеет пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. В ходе этих игр активизируется моторика кистей и пальцев рук. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что формирует двуручные действия. Изначально детей знакомят с несложными статическими позами кистей и пальцев рук. На первых этапах все упражнения выполняются в медленном темпе и с помощью рук взрослого. 
Так же способствуют развитию мелкой моторики игры с крупами, с камушками, бусинками, пробками, макаронами. Их можно перебирать, брать разными пальчиками, перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,
находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме). При данной формы работы можно так же раскрашивать камушки, макароны, нанизывать бусинки, пробки, макароны на проволоку или шнурок, выкладывать их по образцу, перекладывать из одной ёмкости в другую.
Игры с резинками и ленточками, проволокой способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера: складывать ленточки, наматывать на палочку, завязывать бантик, брать резинку со стола различными пальчиками, растягивать резиночку разными пальцами рук.
Очень нравиться детям игры с прищепками: перекладывать с одной руки в другую, доставать прищепки из корзинки, прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги, «вешать» прищепки на правый или левый рукав, штанину, тем самым закрепляя пространственные ориентировки, «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку), «добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее), подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.
Для детей раннего возраста очень важны упражнения на формирование захвата - хватательной функции рук. Необходимо чередовать в течение 1 минуты потряхивание руки ребенка за середину предплечья и ее поглаживания. Чтобы привлечь внимание ребенка к собственным рукам, необходимо захватить руку ребенка в предплечье и плавно поднять ее вверх. Немного ее потрясти и опустить на губы ребенка. Затем вновь поднять, и так 4 - 5 раз. Затем необходимо вызвать распрямление кулака и веерообразное разведение пальчиков при помощи ворсистой щетки (4-6 раз с каждой рукой).
Для формирования тактильных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а после в руку вкладывают разные по величине, форме, массе и температуре предметы, удобные для захвата. Затем после этих стимулирующих занятий к ребенку подносят игрушку, подвязанную на ленточке. Рукой малыша касаются игрушки, неоднократно покачивая ее. Когда он начнет живо реагировать на игру, взрослый расслабляет кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в нее игрушку.
Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка высших психических функций, что так важно для детей, страдающих детским церебральным параличом.