Корзина
30 отзывов
Беспроцентная рассрочка от Сбербанка до 6 месяцев! Узнать подробнее
Производство велосипедов для детей с ДЦП
8-800-550-41-13
+78005504113
+79339994013

Психологические особенности ребенка с ДЦП

Психологические особенности ребенка с ДЦП

В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от тонкостей его физиологии. В контексте таких особенностей развития, как ДЦП, очень многое зависит от индивидуальных психологических характеристик малыша, которые обуславливаются сложностью и степенью выраженности заболевания. Но главное значение в том, как ребенок будет воспринимать самого себя и относиться к своей уникальности, несет ближайшее окружение. 
Психология ДЦП: почему родители могут быть виноваты больше, чем физиология 

Факт того, что основные психологические особенности ребенка с ДЦП обусловлены степенью поражения головного мозга не вызывает сомнений. Однако при одном и том же диагнозе выражаться эти тонкости поведения могут по-разному: одни ребята легко возбудимы, суетливы и раздражительны, другие же – с точностью до наоборот: чрезмерно боязливы и застенчивы, абсолютно бесконтактны. 

Дети этой категории становятся такими в большинстве случаев из-за внешних, не внутренних, факторов, а именно при чрезмерной жалости, опеке и внимании со стороны окружающих. Подобное отношение блокирует личностный рост и развитие. Эмоционально-волевая сфера малыша остается незрелой, он не может принимать самостоятельные решения, постоянно чувствует себя незащищенным (парадокс: это при регулярной-то родительской заботе!), не умеет критиковать себя и эгоцентрично требует опеки. 

Впоследствии, все вышеперечисленные факторы в тандеме с ограниченностью пространства могут привести к сведению на ноль контактов с окружающими, повышенной ранимости, а, следовательно, полной потере коммуникативных особенностей, неуверенности в себе и эффекту «улитки», спрятавшейся в «домике». 

Стоит ли говорить, что замкнутость, мнительность и тревожность с годами превратятся в хроническую депрессию, от которой трудно избавиться, ввиду сформированной сверхценности собственных страхов? Опасно и отвержение ребенка социумом: вследствие этого возникает раздражительность, застреваемость в себе, ригидность, склонность к стойким аффектам. Весь психологический фон приобретает спектры агрессивности. 

ДЦП-личность: особенности, которые нужно знать 

Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений. Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера, которая остается недостаточно сформированной. Этот факт и определяет поведение ребенка в разных жизненных ситуациях – неспособность к содействию в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других. 

Эмоции таких детей незрелы, не дифференцированы, апатичны и вялы. Личность ребенка с ДЦП как бы задерживается в стадии «детскости», которая имеет свои возрастные особенности и в будущем может превратиться даже в преимущество – разумеется, при грамотной помощи родителей. Ребенок в таком состоянии искренне интересуется игровой деятельностью, легко внушаем. Но при этом абсолютно не умеет прилагать волевые усилия над своим «я», что влечет эмоциональный всплеск, излишнюю суетливость в движениях, ненужную активность, а, значит, повышенную утомляемость. 
В большинстве случаев развитие личности происходит по типу психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму. Запущенные состояния подобного рода могут привести к озлобленности и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности. 

Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных сферах занимает самооценка, которая у детей ДЦП как бы упрощена и формируется с большими сложностями. Дети со спастической диплегией, как правило, интроверты – ранимые, робкие, излишне подверженные различного рода страхам. При гемипаретической форме заболевания наблюдается обратная картина: беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность. 

Как помочь ребенку 

Безусловно, в данном случае родители обязаны протянуть руку помощи своему впечатлительному ребенку, но не только в прямом, физическом смысле. А, в первую очередь, постараться раскрыть весь тот природный потенциал, который был заложен в личности первоначально, и максимально приспособить маленького и такого мнительного, легко ранимого, человечка к сложной и, порой, очень жестокой жизни. Ближайшее окружение малыша должны придерживаться следующих принципов: 
Центром внимания должен стать ребенок, а не его болезнь: забудьте о беспокойстве по малейшей мелочи, которое только усугубит тревожность чада, развивайте его самостоятельность и активность, не пытаясь все сделать за отпрыска, мотивируя это его слабостью. Будьте счастливым родителем, верьте в него – только тогда вы получите счастливого, мужественного ребенка. 
Запомните: если дети с особенностями развития не похожи на других, это еще не значит, что они в чем-то хуже. Формируйте адекватную самооценку своего чада: уважайте и одобряйте, хвалите за конкретные успехи и развивайте чувство достоинства. 
Трудитесь вместе постоянно и последовательно, без перерывов, осечек и поблажек в угоду лени. Ставьте каждый день маленькую новую цель, которая через время превратиться в одну большую. 
Компенсируйте физические недостатки чем-то другим, заполняйте «пустоты» положительными эмоциями, умственными способностями и нравственными качествами. 
Не идите на поводу собственной беспомощности: уступая жалости, вы забираете у ребенка шанс научиться чему-то новому. 
Примите ребенка таким, какой он есть. Как бы странно это ни звучало, в основе большинства психологических проблем детей с ДЦП лежит именно отрицание родителями ограниченных возможностей своих отпрысков, как осознанное, так и бессознательное. Не нужно представлять ребенка тем, кем он в принципе быть не может. Да, мотивация должна присутствовать, но с позиции ожидания максимума там, где это возможно. 

Подводя итоги, хочу сказать, что не смотря на знание родителями специфики психологии своего ребенка, в сложных случаях стоит обращаться за квалифицированной помощью специалистов психологов. Родители, как бы умны и внимательны они не были, не могут воспринимать своего ребенка объективно и до конца адекватно. Это и понятно — инстинкты мешают. 
А я желаю вам вырастить своих детей самостоятельными, с высокой самооценкой и достоинством!